Лечебный гипноз -1

GipnosТемперамент

  С момента рождения каждый человек уже обладает некоторым набором характеристик нервной системы. Наша нервная система- это нервные процессы. Это то, как предается сигнал от одной нервной клетки (нейрона) к другой. Основными свойствами нервной системы являются:

— сила нервных процессов;

— преключаемость (лабильность) нервных процессов;

уравновешенность нервных процессов;

Сочетание этих универсальных свойств нервной системы называется темпераментом. Таков взгляд на темперамент в рамках нейрофизиологического подхода. Основателем этого учения был наш русский ученый-физиолог И. П. Павлов. Темперамент- врожденное качество. Считается, что он не меняется в течении всей жизни человека. Этот постулат принят в современной медицинской науке.

Но в то же время, известный австрийский психиатр, ученик З. Фрейда и основатель аналитической психологии К.Г. Юнг, считал, что в период кризиса середины жизни у некоторых людей даже темперамент может меняться.

Характер

После рождения нас начинают воспитывать наши родители, потом подключаются воспитатели в детском саду, затем учителя в школе. Нас учит сама жизнь. Естественно, мы получаем уроки и от своих сверстников, и от друзей, продолжаем зависеть от родителей пока не вырастем. А некоторые продолжают зависеть от родителей (или от жены / мужа) всю жизнь. Мы социализируемся, пытаемся адаптироваться в обществе. А пока мы адаптируемся, переживаем и радостные и грустные события в жизни, получаем разные эмоции, учимся пользоваться разными, либо стереотипными поведенческими стратегиями. Наряду с позитивным опытом часто получаем стрессы и переживаем психотравмы.

На этапе воспитания и социализации формируется наш характер, как индивидуальный набор качеств и свойств личности. Это индивидуальный способ эмоционального восприятия, мышления и поведения. Характер может меняться в течении жизни, в отдельных случаях могут быть даже акцентуации характера (заострение его определенных черт до верхней границы нормы). Индивидуальные качества и особенности личности могут меняться в течении жизни.

В сплаве темперамента, характера и способностей рождается наша личность, наша индивдуальность. Поэтому мы все реагируем на происходящие события по-разному.

Негативный опыт и личностные переживания

Каждый человек когда-то впервые в жизни сталкивается с травматическими, трудными, не комфортными обстоятельствами. Как правило, они связаны с другими людьми. Но не всегда. Человек впервые может испугаться воды, собаки, высоты, темноты и у него по этому поводу может сформироваться фобия. Когда-то впервые он столкнется с неизвестным ранее событием, ситуацией, или объектом. Этот первичный стимул, запускающий эмоцию, называется триггером. Далее он впервые испытает неизвестную ранее эмоцию, которая очень сильна и психологически травматична (страх, тревогу, одиночество, обиду, стыд, вину, зависть, ярость и т.д.). Далее впервые проявится какая-то поведенческая стратегия в ответ на этот триггер и эмоцию (замереть, убежать, напасть).

Так человек впервые учится испытывать определенное чувство, эмоцию и вести себя определенным образом при возникновении определенного стимула (триггера). Потом он сделает первый дезадаптивный, дисфункциональный вывод об этом событии, и о себе в этой ситуации. Например: «я- неудачник»; «я никому не нужен»; «меня любят только за что-то»; «я виноват»; «виноваты другие, только не я», «я должен жить для кого-то», «это мой крест», «я- особенный» и другие). Этот вывод как правило сопровождает его всю жизнь, или значительную его часть. Так происходит в случае, если личность еще не созрела окончательно. Когда еще не выстроились и не укрепились внешние и внутренние границы человека, связанные с разными объектными отношениями (Я-Я, Я-Ты, Я-коллектив, Я-Родители, Я-Страна, Я-Общество, Я-Значимый Другой, Я тогда – Я сейчас).

Совокупность триггера, эмоциональной реакции, поведения и вывода из всего этого называется динамическим стереотипом. А конкретная жизненная ситуация (событие), в которой проявляется этот динамический стереотип, называется энграммой. В самой первой, самой ранней по времени энграмме человек впервые учится проявлять этот индивидуальный, личностный динамический стереотип. Так формируется ядро невроза, из которого потом вырастает симптом или синдром (конкретные проявления невроза).

Как правило, человек забывает об этой первоначальной энграмме, вытесняет ее в бессознательное, или искажает воспоминание о ней. Это происходит потому, что психика избавляет нас от травматичных воспоминаний и переживаний, не дает о них постоянно помнить. Но парадокс заключается в том, что у человека уже сформировался динамический стереотип, он уже научился так чувствовать и вести себя в этих жизненных обстоятельствах. И делает он это уже бессознательно, наступая на одни и те же «грабли». Поэтому, когда в дальнейшем в разных энграммах будут появляться похожие триггеры, то будет проявляться один и тот же динамический стереотип: одни и те же чувства, эмоции, поведение и вывод. А при сильном триггере уже будет формироваться психотравма, и появится невроз в виде определенных симптомов, или синдромов. Это может быть фобия, депрессия, паническая атака, тревога, обида, чувство вины или стыда, деперсонализация, дереализация и другие психические состояния.

Например, страх публичных выступлений, сформировавшийся в возрасте 6 лет, может мешать человеку всю оставшуюся жизнь в виде появления страха и тревоги, и даже панических атак перед выступлением или во время него.

Или, человек может проявлять в жизни тотальную нерешительность (поведенческая стратегия- замирание), либо избегающее поведение (поведенческая стратегия- бегство). Тогда, в первоначальной энграмме, это было нормально. Это приводило к приемлемому результату, потому что тогда это был самый лучший способ решения проблемы (убежать или спрятаться). Но сейчас для уже взрослого человека это не нормально. А он привычно выбирает лузерскую стратегию, и в итоге становится неуспешным лузером, боящимся идти по жизни и принимать решения.

Способы психологического влияния (лечения)

В жизни на нас влияют окружающие люди, и мы влияем на них.

А способов влияния по большому счету всего два:

  1. Внушение. Внушений мы вдоволь получаем в раннем детстве, т.к. сознание у маленького ребенка еще не сформировано. Ребенок открыт внушениям, впитывает все как губка. Он не воспринимает критически получаемые от взрослых послания, верит им безоговорочно. Ребенку легко что-то внушить.

  2. Убеждение. По мере взросления человек становится все более восприимчивым к убеждению, т.к. качественно меняется мышление: появляется критика, осознание, человек учится управлять своими эмоциями, делает выводы. Все большая роль отводится логике. Но интересен тот факт, что способность воспринимать внушения у нас также сохраняется. Просто одни люди более внушаемы, другие- менее.

На основании этого существует два глобальных психотерапевтических подхода

  1. Когнитивно-поведенческая психотерапия, основанная на парадигме убеждения, на работе с сознательной частью личности: мыслями, выводами, поведением.

  2. Гипнотерапия, основанная на парадигме внушения, больше на работе с бессознательной частью личности: с памятью, эмоциями и чувствами.

Гипноз как метод

На основании выше изложенного становится понятно, что лечить надо не симптом, и не психотравму, из которой как сорняк вырастает этот симптом. Лечить надо ядро- тот динамический стереотип в первоначальной энграмме, который научил человека чувствовать и поступать не правильно. Этот неправильный стереотип надо «сломать» и заменить его на новый, правильный.

Одним из эффективных способов добраться до ядра является гипноз, как инструмент гипнотерапии. Для этого пациента необходимо вернуть в ту реальность, в тот возраст и обстоятельства жизни, в то время, когда образовалось ядро, в ту первую энграмму. Он должен вернуться туда, погрузиться туда снова, пережить все заново, но пережить это по-другому, по-новому. Чтобы получить другие эмоции и поведение. Цель- «сломать» неправильный, неадаптивный динамический стереотип и создать, встроить другой. Тогда все последующие в жизни энграммы переживутся заново с новыми эмоциями и поведением и новыми адаптивными выводами. Старые реакции в энграммах исчезнут, лопнут как мыльные пузыри. Ядро невротической реакции исчезнет и больше не будет влиять на настоящее и будущее человека, беспокоить его. Невроз больше не будет возвращаться.

Как работает гипнотерапия

Но добраться до ядра не так уж легко. Потому что психика оберегает нас, не дает погрузиться в неприятные и травматические переживание еще раз, препятствует и сопротивляется вспоминанию болезненных энграмм. Но для того, что бы вылечиться, выздороветь, излечиться, надо вспомнить и пережить все заново.

Поэтому возникает необходимость погрузить человека в особое измененное состояние сознания, в гипнотическое состояние. В трансовом состоянии, мозг будет работать по-другому: кора больших полушарий затормозится, как бы заснет и перестанет сопротивляться. Только тогда из памяти, из бессознательного будут всплывать энграммы, которые нуждаются в переработке и могут быть переработаны. Процесс вспоминания облегчится. В гипнотическом состоянии память существенно обостряется, открывается, а эмоции часто переживаются ярко и бурно, т.к. мозг уже не сдерживает их. Критичность снижается и психика открывается для лечебных и полезных для пациента внушений.

Не следует думать, что гипноз- это настоящий сон, либо потеря контроля над собой. В хорошем качественном трансе человек пребывает как бы в двойственном состоянии: с одной стороны он погружается в свое прошлое, или будущее, легко вспоминает те события, которые он уже давно забыл, ярко переживает их; с другой стороны, он находится как бы в настоящем времени, здесь и сейчас, слышит голос гипнотерапевта, ориентируется на него, может свободно говорить, отвечает на вопросы и усваивает установки. Это такое просоночное состояние, состояние дремоты.

Во многом от пациента и его мотивации зависит то, насколько он качественно погрузится в транс, насколько он будет помогать гипнотерапевту, насколько он будет сопротивляться гипнозу. В конечном счете он помогает себе.

Только после качественного погружения пациента в транс, после наступления состояния измененного сознания возможна сама гипнотерапия: непосредственно внушения, направленные на переработку ядра, на слом старого динамического стереотипа и замену новым. Здесь успешность сеанса во многом уже зависит от искусства гипнотерапевта. Пациенту лишь следует идти за ним, усваивать внушения и установки.

Противопоказания к гипнозу

Гипноз, как метод и состояние абсолютно безопасен для пациента. Мы пребываем в спонтанном трансовом состоянии значительное время в течении дня, хотя и не замечаем этого. Однако, как и любой метод психотерапии, гипноз имеет противопоказания. Гипноз потивопоказан:

  1. Пациентам с психотическими состояниями, в том числе в ремиссии и анамнезе. Прежде всего это все формы шизофрении, биполярное аффективное расстройство, реактивные психозы. Опасность в том, что можно вызвать обострение психотического состояния, либо его очередной эпизод.

  2. Пациентам с эпилепсией. Т.к. можно спровоцировать наступление эпилептического припадка. Как правило, припадки случаются на ранних стадиях погружения в транс у пациентов с эпилепсией.

  3. Людям, которые боятся гипноза. Которые негативно настроены изначально и имеют предубеждения относительно гипноза. Т.к. они будут активно сопротивляться вхождению в транс и самой гипнотерапии.

  4. Людям с другими органическими заболеваниями центральной нервной системы (кроме эпилепсии). Прежде всего это дисциркуляторные энцефалопатии, сосудистые нарушения (тяжелые инсульты), постинтоксикационные состояния, посттравматические состояния, сенильные и возрастные дегенеративные изменения в головном мозге. В этом случае крайне тяжело, а иногда невозможно, погрузить пациента в трансовое состояние, без которого невозможна сама гипнотерапия.

  5. Людям с примитивным мышлением, с ригидными психическими процессами и общей бестолковостью. Т.к. они не смогут усваивать внушения и установки, а будут лишь пребывать в трансовом состоянии, не получая эффекта от самой гипнотерапии.

Как происходит сеанс гипноза

Если в состоянии гипноза, в состоянии измененного сознания, происходит психотерапевтическая работа с поиском ядра невроза и его проработкой, то это называется гипноанализом. Смысл гипноанализа- проработка ядра и выработка нового динамического стереотипа с новой эмоцией.

Общая структура сеанса гипноза с гипноанализом такова:

  1. Выяснение сути проблемного состояния. Определение триггера, чувства, эмоции и стратегии поведения, которые вызывают психологические трудности у пациента, от которых он хочет избавиться;

  2. Наведение транса, погружение в измененное состояние сознания, гипнотизация;

  3. Регрессия в прошлое, воспроизведение энграмм, связанных с некомфортным эмоциональным состоянием, переживание их заново. Переживание абреакций (сильных чувств и эмоций) в этих энграммах;

  4. Поиск ядра и проработка ядра, которое привело к формированию невроза;

  5. Переживание проработанного ядра с новым динамическим стереотипом;

  6. Прогрессия в настоящее, переживание всех более поздних энграмм с новым динамическим стереотипом;

  7. Прогрессия в будущее и моделирование возможных событий, где ранее включался старый динамический стереотип. Регрессия в настоящее;

  8. Дегипнотизация и закрепление нового динамического стереотипа в настоящей реальности;

По времени сеанс гипноанализа занимает около 2-3,5 часов в зависимости от степени сопротивления пациента процессу погружения в трансовое состояние, времени абреакций (эмоционального проживания вспоминающихся энграмм), количества вспоминающихся энграмм, времени переработки ядра, скорости переживания вспомнившихся энграмм с новым динамическим стереотипом.

С уважением,
практический психолог в Симферополе, гипнотерапевт
Кашин Александр Витальевич

 

Добавить комментарий