Экономическая и политическая среда, уровень жизни, ее ритм, благополучие семьи, уверенность в завтрашнем дне, здоровье- вот та окружающая среда, которая прямо или косвенно влияет на психическую жизнь людей, живущих в этих условиях. За последнее время многое изменилось в этой среде, и для большинства – не в лучшую сторону. И эти негативные изменения во многом явилось причиной того, что тревожно-фобические расстройства уверенно вышли на первый план среди всех видов неврозов. Подтолкнуло к этому также снижение здорового образа жизни, курение, алкоголизация и наркомания, которые приобрели угрожающий размах в масштабах общества. Объективно сложились условия, в которых тревога заняла лидирующее положение среди всех других эмоциональных состояний.
С позиции эволюции тревога всегда была ведущим психофизиологическим механизмом выживания и адаптации к изменяющейся окружающей среде. В последнее время эта среда становится все более и более агрессивной. Особи с низкой тревожностью в ходе эволюции не выживали, так как механизм избегания опасности не достаточно работал. Особи с высокой тревожностью также не выживали, потому что находились в состоянии хронического стресса, тревоги, страха, что приводило к гибели от гипертонической болезни, инсультов и инфарктов. Хотя это никто тогда не изучал. А вот особи с адекватным уровнем тревоги выживали значительно чаще, потому что лучше работали у них механизмы адаптации. Так происходил естественный отбор. Он происходит и сейчас. Просто сейчас другие опасности.
Если человек живет в условиях острого или хронического стресса, если желаемое не соответствует действительному, если мысли противоречат чувствам, если не находится способа преодоления личностных трудностей и будущее представляется негативным и бесперспективным, то возникает естественная тревога, как механизм совладания с неблагоприятными условиями жизни. Организм при этом находится в режиме нарушенного равновесия, и все его системы начинают подстраиваться к такому режиму, начинается адаптация. Но если нарушенный гомеостаз продолжается долго, тогда адаптационные ресурсы организма не выдерживают, нервная система истощается и происходит срыв адаптации, нервный срыв. Другими словами, в условиях острого или хронического стресса наступает острое или хроническое тревожное расстройство.
Далее, в зависимости от типа личности (темперамента, характера, индивидуальных особенностей и особенностей воспитания), от соматического состояния, а также в зависимости от длительности хронической тревоги организм может двигаться по пути приобретения вторичных неврозов. И добавляются к первичному тревожному расстройству вторичные (коморбидные) невротические состояния:
— симпато-адреналовый криз;
— агорафобия;
— социофобия;
— реже- навязчивости;
В общем, может запуститься целый каскад невротических состояний, составляющий замкнутый круг болезни.
Иногда может показаться, что все начинается с симпато-адреналового криза, за которым следует приступ паники и последующее хроническое тревожное расстройство. Но на самом деле симпато-адреналовый криз имеет под собой психогенную основу. То есть эмоции здесь опять-таки первичны.
Но в отдельных случаях панической атаке предшествует запускающий физический фактор-триггер. В своей практике чаще всего я сталкивался с такими триггерами:
- Употребление (курение) конопли, даже однократно;
- Злоупотребление алкоголем (сильное) накануне ПА;
- Физическая нагрузка;
- Употребление кофе с одновременным курением сигарет;
- Неблагоприятные метеоусловия;
Такие провоцирующие факторы являются «последней каплей» при уже существующей личностной готовности к паническому расстройству. Соответственно, при лечении ПА эти триггеры необходимо исключить из жизни пациента.
Обобщая сказанное выше, для панического (тревожного) расстройства характерно:
- Психосоматический пароксизм, который состоит из:
а) физического фактора-триггера, приведенного выше (не обязательно);
б) соматического пароксизма в виде симпато-адреналового криза;
в) эмоционального пароксизма в виде приступа паники;
2. Хроническое тревожное состояние;
3. Присоединение вторичного невроза (в случае долго длящегося тревожного расстройства с обострениями, или без них);
Патологический круг замыкается. И разорвать его можно в разных местах, и именно психотерапевтическими методами. Поскольку психотерапия подрубает корни болезни, она направлена на лечение причины, а не на устранение симптома болезни. Для этого и существуют разные виды психотерапевтического лечения. Например, когнитивно-поведенческая психотерапия работает с мыслями, убеждениями и установками; гипнотерапия направлена на работу с эмоциями и самовнушениями; телесно-ориентированная психотерапия работает с телом, т.к. тело и психика тесно связаны между собой; гештальт-терапия работает с осознанностью и целостностью.
У врачей-психиатров и неврологов принято лечить тревожное расстройство лекарствами: антидепрессантами и транквилизаторами. Но, к сожалению- это симптоматическое лечение, которое не уничтожает причину болезни. На фоне приема медикаментов человеку временно становится хорошо, но при этом он продолжает совершать те же жизненные ошибки, применять ту же неверную жизненную стратегию, которая привела его к болезни. Такое лечение превращается в своеобразную анестезию. Хотя, справедливости ради, надо сказать, что в самых тяжелых случаях стоит назначать и медикаменты. Для того, чтобы вырвать человека из лап условного рефлекса, который сформировался за время болезни. В таких случаях имеет смысл сначала снять симптом, а уже потом, по мере стабилизации систем организма, начинать работать с причиной расстройства.
Тревожное (паническое) расстройство хорошо поддается лечению гипнотерапией. И чем меньше «стаж» болезни, чем быстрее пациент обратится за помощью, тем скорее и легче исчезает болезнь.
С уважением,
практический психолог в Симферополе, гипнотерапевт
Кашин Александр Витальевич