Выбор профессиональной деятельности – достаточно непростая задача. На протяжении нескольких канувших в лету веков, избрание будущего занятия и профессии определялось только социальным происхождением и принадлежностью к тому или иному классу. Обладавший незаурядными способностями дворянин, не смел и помышлять о карьере художника или музыканта, так как их труд приравнивался к труду прислуги.
Для сына крестьянина, имевшего творческие способности, смена трудового поприща была под строжайшим запретом вышестоящего класса. Исключением являлись незаконно рожденные дети господ, признанные своим родителем и проживающие в его доме. Такие дети, с соизволения родителя, могли обучаться чтению, музыке и рисовании, но они никогда не были приняты обществом как равные.
В настоящее время, благодаря общественным завоеваниям цивилизации, человек свободен от социальных, сословных и прочих ограничений при выборе сферы профессиональной деятельности.
Выбор жизненного пути – непростая задача
Избрание профессиональной стези основывается на личном ответе человека на три существенных вопроса: «хочу?», «могу?» и «надо?». Соискателю необходимо честно определиться: хочет ли он заниматься предлагаемой деятельностью, сможет ли он добиться успеха в избранной сфере деятельности, будет ли необходимость в специалистах данного профиля на рынке труда.
Осознанный выбор профессии основывается на необходимости здравой оценки человеком:
- собственных представлений и знаний о профессиональной деятельности на избранном им поприще,
- собственных сильных и слабых сторон,
- собственных стремлений, амбиций и интересов,
- потребности в специалистах данной профессии в регионе проживания.
Сложность профориентации состоит в том, что оценить все «прелести и недостатки» избранной профессии может лишь профессионал, занимающийся данным видом деятельности на протяжении нескольких лет.
Кто поможет определиться в выборе будущей профессии
Для получения конкретной и грамотной помощи в процессе профессионального самоопределения молодые люди все чаще обращаются к практикующим психологам. Благодаря имеющимся методикам по профориентации, специалист окажет существенную помощь в ответе на вышеозначенные вопросы: «хочу?», «могу?» и «надо?».
Для получения конкретного ответа на вопрос «хочу?» необходимо выяснить личный спектр профессиональных интересов и способностей к данному роду деятельности. Получению ответа на вопрос «могу?» способствуют разработанные профессиограммы, содержащие четкое описание рабочего графика специалиста той или иной профессии. В них также могут быть определены требования, которыми необходимо обладать в случае избрания данного вида деятельности и ограничения по показателю состояния здоровья.
Получить четкий ответ на вопрос «надо?», можно лишь в случае составления детального личного плана действий с указанием конкретных шагов, способных привести к желаемой цели.
Также стоит не забывать, что на правильный выбор будущей профессии так же влияют:
- проявившиеся в раннем детстве способности, которые развивались в дальнейшем;
- психологические характеристики личности и её темперамента;
- уровень знаний и навыков, полученных в учебном заведении или самостоятельно;
- оценка личностных факторов человека.
Выбор профессии – вопрос не праздный, требующий определенного жизненного опыта, аналитических возможностей и психологических навыков. Поэтому в решении сложного вопроса профориентации стоит обратиться за профессиональной психологической помощью.
С уважением,
практический психолог в Симферополе, гипнотерапевт
Кашин Александр Витальевич