Я уверен, что нет ни одного человека, у которого в жизни ни разу не было кризисных, дискомфортных или даже невротических состояний. Тревога, вина, обида, разочарование, апатия, тоска, раздражительность- это далеко не полный список не комфортных эмоциональных состояний, который испытывал каждый хоть раз. Конечно, каждому знакомы и такие и эмоции как спокойствие, радость, уверенность, интерес, значимость. А некоторым даже повезло испытать счастье или любовь.
И если взять лист бумаги и начать записывать все подряд чувства и эмоции, которые существуют, то получится, что негативных эмоций окажется даже больше, чем позитивных. Объяснить это просто с точки зрения эволюции. Дело в том, что именно негативные эмоции помогают человеку выжить физически, или социально. Если возникла угрожающая жизни или личности ситуация: потерял мужчина работу, или ушел от жены муж, то вряд ли у них будет хотя бы спокойствие или безразличие к таким событиям, не говоря уже о радости. Прежде всего, возникнет тревога, как самая полезная эмоция в этом случае. Тревога и поможет справиться с угрозой, восстановить статус-кво внутри личности. В состоянии тревоги организм стрессует: поднимается артериальное давление, повышается уровень адреналина и кортизола в крови, все ресурсы организма мобилизуются на преодоление проблемы. И это необходимо, потому что в не ресурсном состоянии с проблемой не справиться. Начинают задействоваться адаптационные возможности организма и психики, направленные на скорейшее решение проблемы: надо справиться с невостребованностью или совладать с одиночеством. И человек начинает пользоваться той жизненной стратегией, которой он привык пользоваться при тревоге в сходных жизненных обстоятельствах. Или подбирать стратегию к новой ситуации, опираясь на жизненный опыт в отдаленно похожих обстоятельствах. Пользоваться- это значит что-то делать, проявлять какое-то поведение. А любое поведение укладывается в три возможные поведенческие стратегии:
- Нападение. Это активная стратегия, которая направлена на движение вперед и преодоление трудности. Это значит поднять пятую точку и решить проблему.
- Бегство. Тоже активная стратегия. Только направлена она на движение от ситуации, на убегание, избегание.
- Замирание. Пассивная стратегия. Ничего не делать, замереть, притвориться мертвым.
Если выбранная привычная стратегия правильная, то проблема в ближайшее время решается. И тревога, или другое некомфортное состояние исчезает за своей ненадобностью. Если же стратегия не верна- то ситуация не решается. И если она не решается длительное время, то тревога может перерасти в тревожное расстройство, панические атаки, депрессию, проблемы со сном и так далее. Состояние уже переходит на невротический уровень. Начинает истощаться нервная система, психические и физические ресурсы организма. И невроз он как бы говорит человеку: «Не спи! Решай проблему! Ты что-то делаешь не так. Ты выбрал не ту стратегию. Давай по-другому!» Но часто люди не могут ничего изменить. Ведь эта стратегия когда-то раньше доказала свою эффективность. Может в детстве, может в подростковом возрасте. С помощью нее человек успешно решал трудности. И психика как бы накатала наезженные колеи, по которым по инерции катится локомотив психики. А в этом случае психика уже не может справиться с внутренним конфликтом. И она может найти лазейку, тонкое место в организме и вытеснить это напряжение на какой-нибудь орган, или железу, пойти по пути психосоматоза. Так возникает артериальная гипертензия, сахарный диабет, бронхиальная астма, снижается функция щитовидной железы, появляются ревматоидные и аутоиммунные заболевания, аллергии, язвы и язвенные колиты, онкология и прочие психосоматические болезни.
Становится ясно, что при хронических затянутых ситуациях невротическое состояние полезно тем, что оно выступает в роли сигнальной лампочки-сирены. Она воет и мигает, чтобы подвигнуть своего хозяина на изменения. Невротическое состояние, например, говорит: «Сейчас у тебя при тревоге как обычно срабатывает нападение. А нужно замирание или бегство, но только не нападение!» Но у человека не хватает адаптационных ресурсов, приспособленчества, гибкости, переключаемости нервной системы на новую стратегию. И дальше болезнь уже начинает жить как бы своей жизнью. Она обосновывается и становится инструментом возмездия и наказания других людей, или же самонаказанием. Либо она становится инструментом защиты, оберегом от других людей, или же оберегом от самого себя. Как говорит психотерапевт, у которого я учился методам современной гипнотерапии, болезнь может идти по четырем вариантам развития: Меч против других, Меч против себя; Щит от других, Щит от себя. Если у женщины агрессивный, грубый муж, который притесняет ее, то панические атаки могут сработать как Щит против мужа. Ведь больных не принято обижать. Это социальное правило, норма общества. И муж вроде бы успокаивается и даже начинает ее возить на лечение, проявлять заботу и внимание. И эти панические атаки начинают обрастать выгодами, приносить пользу и становиться желаемыми для нее. Естественно, бессознательно! И приходится очень хорошо потрудиться психотерапевтически, чтобы уничтожить эти выгоды и перевести психику на новые рельсы функционирования. Встроить новые, эффективные стратегии и обучить им пациента.
Любой человек обладает очень мощными ресурсами саморегуляции организма и психики. Но эти ресурсы и возможности могут быть подавлены какими-то частями личности. И возможности современной психотерапии и гипнотерапии способны устранить влияние этих частей личности, заключить договор между ними и другими частями и разблокировать их. Например, можно освободить человека от родительских программ и установок, которые не только перестали приносить пользу, но и начали вредить. При зависимости можно переориентировать бессознательное на получение удовольствия, которое приносит объект зависимости, другими способами. И эти способы будут экологически чистыми- и безопасными, и значимыми для личности.
С уважением,
практический психолог в Симферополе, гипнотерапевт
Кашин Александр Витальевич